Но автомобили, наряду с велосипедами, были только увлечением, а основным занятием Николая Васильевича - и для души, и для блага - было оружие и охота. Историк Сергей Шуперт отмечает, что долгое время спортивная и любительская (но не промысловая) охота была частью жизни только состоятельных людей из общества. Слишком уж дорогое удовольствие.
Яковлев был членом охотничьего общества, а, следовательно, купцом был очень состоятельным. Председательствовал в охотничьем обществе в то время купец Сергей Николаевич Родионов - большой друг Николая Васильевича.
Между Яковлевым и Родионовым существовала особая связь. Оружейный магазин Яковлева располагался в доме отца Сергея Николаевича - Николая Львовича Родионова*, купца-чаеторговца. Чаеторговцы - одни из богатейших купцов в Иркутске, монополизировавшие торговлю чаем через Кяхту. Купцы возили чай на запад, в европейскую Россию, и, будучи богатейшими людьми, они участвовали в различных концессиях, в том числе, в "Ленском золотопромышленном товариществе" и многих-многих других.
- Ментальная и деловая связь этих двух купцов родилась, видимо, из их любви к охоте, а также любви к таким техническим новинам, как автомобили, - отмечает Сергей Шуперт. - Кстати, Сергей Родионов стал вторым владельцем автомобиля в Иркутске. А через некоторое время Яковлев не без помощи Родионова открыл свой второй после оружейного магазин, где торговал только автомобилями - уже на улице Ивановской (ныне - Пролетарская).
Николай Яковлев, как предводитель обществ велосипедистов и автомобилистов, участвовал в ряде мероприятий, связанных непосредственно с их деятельностью. Например, в 18 июня 1907 года Яковлев встречал в Иркутске автомобильный пробег из Пекина в Париж, устроенный по инициативе французской газеты "Матэн".
Первым шел итальянский экипаж на автомобиле "Италия", которым управлял принц Сципион Боргезе, путешествующий со своей супругой Анной-Марией. Встречавшие их Яковлев и Родионов пригласили гостей в дом к Родионову, где те и заночевали. На следующий день на циклодроме состоялось радушное чествование прибывших гостей. А 20 июня в 11 часов дня принц со своими спутниками, сопровождаемый Иркутским обществом велосипедистов, отправился в дальнейший путь.
К слову, остальные участники пробега, а это еще пять автомобилей, прибыли в Иркутск только 22 июня. Они остановились в гостинице "Гранд-Отель" и на следующий день двинулись далее по маршруту.
И еще о некоторых фактах из жизни купца Яковлева в интервью нашему журналу рассказал иркутский историк Сергей Шуперт:
- Как гласный городской думы Яковлев был обязан активно участвовать в жизни города. Он содействовал перестройке города после пожара 1879 года: давал свои личные деньги на застройку, в том числе на соборы и храмы Иркутска. Возможно, он, как и Сергей Родионов, участвовал в постройке Казанского кафедрального собора. Известно, что отец и сын Родионовы брали подряд на подвозку камня для постройки этого собора.
Корр.: Если ли сведения о предпринимательских качествах этого купца?
- Стиль ведения дел Яковлева был очень характерен для того времени. Если сравнить рекламу оружейного магазина Яковлева с другими подобными магазинами, они во многом похожи. Например, спектр товаров у главного конкурента - магазина Абачина и Орлова почти идентичен с яковлевским и другими магазинами Сибири и европейской России. Но то, что Яковлеву удалось вытеснить из Иркутска москвичей, говорит об исключительных предпринимательских качествах Николая Васильевича.
...К началу Октябрьской революции в Иркутске работали уже несколько оружейных магазинов. Все они после смены власти в стране прекратили свое существование. Но основатель целого направления в местной торговле не дожил до этого. Купец Николай Яковлев скончался в 1916 году.